Сто лет назад начался путь становления и развития авторитетнейшего медицинского вуза России, крупного культурного центра на Юге страны — путь от медицинского факультета Астраханского университета (1918) до медицинского института (1922), медицинской академии (1995) и медицинского университета (2014). За свою вековую историю вуз подготовил более четверти миллиона врачей.
Ключевые слова: юбилей
Башкина О.А., Овсянникова Е.Г., Шилова А.А., Сатретдинова А.Х., Матюшкова А.И. Наследники Степного рыцаря // Вестник терапевта. 2018. № 7 (31).
О. А. Башкина, Е. Г. Овсянникова, А. А. Шилова, А. Х. Сатретдинова А. И. Матюшкова
ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России
Башкина Ольга Александровна — д. м. н., профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой факультетской педиатрии ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России. 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121. Е-mail: bashkina1@mail.ru
Матюшкова Анна Ивановна — заведующая сектором информации ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России. 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121. Е-mail: press-centerasma@yandex.ru
Овсянникова Елена Георгиевна — д. м. н., начальник отдела аспирантуры и докторантуры ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России. 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121. Е-mail: elenaagma@mail.ru
Сатретдинова Альфия Хамитовна — к. ф. н., доцент, заведующая кафедрой русского языка ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России. 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121. Е-mail: alfijasatretdinova@rambler.ru
Шилова Анна Анатольевна — к. м. н., начальник научно-организационного отдела ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121. Е-mail: ash14@list.ru
Мало кто знает, что мысль о создании в Астрахани высшего учебного заведения впервые была высказана почти 300 лет назад. Летом 1712 г. известный немецкий философ и математик Лейбниц направил Петру I записку, в которой писал: «Москва как столица, Астрахань, Киев и Петербург заслуживают особенного внимания относительно учреждений в них университетов, академий, школ и всего, что к этому относится». Нам трудно сейчас комментировать причины такого заявления и трудно понять, что уже в то далекое время ученые четко видели современные геополитические перспективы Астраханской земли и ее значение для государства Российского.
При открытии медицинского факультета Астраханского университета в 1918 г., конечно же, была учтена крайне неблагополучная эпидемиологическая ситуация в регионе — свирепствовали оспа, чума, холера, тиф, высочайшая заболеваемость туберкулезом, трахомой и лепрой. Именно поэтому к 1922 г. все факультеты Астраханского университета, кроме медицинского, были закрыты, а университет преобразован в медицинский институт.
История вуза помнит первого декана медицинского факультета — врача С. Р. Залкинда, которого называли «степным рыцарем», отдавшим лучшие годы своей жизни беззаветному служению больным калмыкам и другим «инородцам», кочевавшим в бескрайних степях Астраханского края. Неизгладимый след в становлении вуза оставили выдающиеся ученые, врачи и педагоги, заложившие современные традиции Астраханского медицинского университета — профессора Г. В. Берлацкий, В. И. Березин, И. А. Голяницкий, П. И. Карузин, И. В. Мурашов, А. Т. Лидский, И. С. Баккал, И. М. Бураков, Г. Г. Непряхин и многие другие.
В 1927 г. Астраханский медицинский институт посетил нарком просвещения А. В. Луначарский, оставивший после беседы с профессорами, преподавателями и студентами памятную запись, запечатленную в зале заседаний вуза: «Пятого апреля посетил Астраханский медицинский институт моего имени. Рад его преуспеванию».
Создавались новые кафедры, расширялась клиническая база, шло оснащение лабораторий, кафедр и служб. Благодаря инициативе, глубокой патриотичности и преданности медицине профессорско-преподавательский состав и студенчество всегда активно откликались на призывы страны и руководства губернии быть на защите здоровья и жизни как местного населения, так и государства в целом. Профессора, преподаватели и студенты вуза неоднократно участвовали в ликвидации эпидемий. Первый раз это произошло в 1922 г., когда приказом Астраханского губисполкома студенты были мобилизованы на борьбу с холерой. Это же повторилось в 1970 г., когда край вновь посетила холера. Ежегодно сотни студентов, интернов, клинических ординаторов и аспирантов участвуют в практической работе поликлиник и лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) при ликвидации вспышек гриппа и других вирусных инфекций.
Становление и рост медицинского вуза шли параллельно с развитием системы практического здравоохранения в Астраханской области. В 1927 г. институт получил ставшее на долгие годы основным теоретическим и административным корпусом здание бывшей армянской духовной семинарии. Символичным явился тот факт, что в этом здании в 1911 г. выступал с лекцией перед астраханскими врачами и медицинской общественностью выдающийся русский ученый, лауреат Нобелевской премии И. И. Мечников. В честь этого события на фасаде старого корпуса вуза в 2008 г. открыта мемориальная доска. В 1937 г. было построено первое вузовское общежитие по ул. Коммунистической.
В предвоенный период стал широко использоваться, наряду с лекциями, метод практических лабораторных и семинарских занятий. На клинических кафедрах ведущим принципом оставалось преподавание у постели больного. Именно он позволял готовить врачей высочайшей квалификации, формировал авторитет Астраханской медицинской школы. В эти годы в институт приезжали из старых российских университетских центров прекрасные специалисты, создававшие впоследствии свои научные школы на астраханской земле.
Это профессора Ф. М. Топорков, Н. И. Артемьев, И. Н. Переводчиков, Г. А. Малов, В. М. Баль, Н. И. Федоров и другие. Имена многих из них в 2008 г. присвоены студенческим стипендиям ученого совета Астраханской государственной медицинской академии (АГМА) для особо отличившихся в учебе, науке и общественной деятельности. Именно благодаря вузовским ученым в Астраханском регионе было покончено с трахомой, резко снизилась заболеваемость лепрой, малярией и туберкулезом. Некоторые выпускники Астраханского государственного медицинского института (АГМИ) предвоенных и послевоенных лет впоследствии сами стали профессорами и возглавили кафедры как в Астраханском мединституте, так и в медицинских вузах других городов (Алма-Аты, Барнаула, Иваново, Ижевска, Калинина, Самарканда, Хабаровска).
Уже в 1940 г. АГМИ был готов к открытию второго, педиатрического факультета, было запланировано расширение вуза, строительство морфологического корпуса. Но война сорвала планы коллектива. В эти годы вся его деятельность была подчинена законам военного времени, победе над врагом. Врачи — выпускники 1941 года, как и большая часть профессоров и преподавателей, ушли на фронт. Многие не вернулись, но память о них всегда будет жить в наших сердцах. Через много лет после окончания войны сотрудникам вуза, воинам-медикам в сквере у старого корпуса вуза был воздвигнут монумент.
Военная история медицинского вуза богата и патриотична, это основа воспитания нынешнего поколения молодых врачей. В летописи и участие в народном ополчении, и эвакуация в Гурьев, Куйбышев и Барнаул, где продолжалась подготовка врачей. И огромная работа по противохимической и противовоздушной обороне. В частности, была открыта спецлаборатория по изготовлению зажигательных смесей для борьбы с танками и бронемашинами противника, в которой активно работали Б. И. Степанов, Е. И. Руденко, И. И. Вепринцев, С. И. Гоздек.
Профессором Б. И. Курочкиным был разработан бактериальный метод лечения гнойных ран «чудесной палочкой», которая спасла жизни многих бойцов. О высоком уровне и авторитете АГМИ в те годы говорит факт издания Постановления СНК СССР о слиянии Сталинградского, Астраханского медицинских и Ленинградского педиатрического институтов в один медицинский вуз под именем Астраханского с дислокацией в Барнауле.
Вуз в конце 1943 г. вернулся в Астрахань. За время войны АГМИ осуществил 8 выпусков врачей. Даже в эти сложнейшие годы в вузе шло совершенствование учебно-научного и лечебного процессов, оказывалась огромная помощь практическому здравоохранению.
После войны деятельность АГМИ постепенно налаживалась. Здесь появились новые кафедры и службы, было организовано студенческое научное общество (1948 г.), учрежден актовый день вуза (1958 г.), появились второе (1963 г.) и третье (1966 г.) студенческие общежития. За достигнутые успехи в развитии народного здравоохранения в 1958 г. Астраханский государственный медицинский институт был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. В 1966 г. открылся педиатрический факультет. А в 1968 г. вузу присвоена II категория.
Весьма отрадным является то обстоятельство, что благодаря славным традициям, большому опыту, профессионализму и мудрости профессорско-преподавательского состава, коллектив АГМИ с минимальными издержками пережил перестройку, и все эти годы активно вел созидательную деятельность. В это сложное и тяжелое время коллективу вуза удалось не только сохранить все лучшее, что было создано предшественниками, но и сделать новый шаг к дальнейшему развитию, создать реальные предпосылки трансформации института в академию и условия для ее дальнейшего развития.
Большой след в истории вуза оставлен ректорами В. Б. Сучковым и И. Н. Полуниным. Были открыты зал Боевой и трудовой славы, студенческий санаторий-профилакторий, построена загородная база отдыха (1975 г.), четвертое и пятое общежития (1976 и 1980 гг.), открыта ЦНИЛ (1977 г.). В 1976 г. АГМИ стал вузом I категории. В 1987 г. вступил в строй новый теоретический корпус, были открыты музей истории вуза (1988 г.), факультеты усовершенствования врачей, иностранных студентов (1991 г.) и постдипломной подготовки (1993 г.), издательский отдел (1995 г.).
В 1995 г. АГМИ переименован в Астраханскую государственную медицинскую академию (АГМА). Здесь появился научно-исследовательский институт краевой инфекционной патологии (НИИ КИП АГМА), учебно-научно-диагностический центр (УНДЦ АГМА), учебно-лечебный научный наркологический центр с клиническим отделением (УЛННЦ АГМА), докторантура, новые кафедры и структурные подразделения.
С 2003 по 2007 гг. (ректор — профессор В. М. Мирошников) в вузе были открыты пять новых факультетов: фармацевтический, медико-профилактический, высшего сестринского образования, клинической психологии, стоматологический, а также медицинский колледж и целый ряд кафедр для этих факультетов.
В год 90-летия вуза (2008 г.) среди структурных подразделений АГМА было 12 факультетов (лечебный, педиатрический, фармацевтический, менеджмента и высшего сестринского образования, медико-профилактический, клинической психологии, стоматологии, подготовки студентов на компенсационной основе, иностранных студентов, постдипломного, довузовского и дополнительного образования), а также медицинский колледж, готовящий специалистов со средним медицинским образованием (медицинская сестра, фельдшер, санитарный фельдшер, акушерка, фармацевт).
В академии того периода было 67 кафедр и курсов, Научно-исследовательский институт краевой инфекционной патологии (НИИ КИП), отделы интеллектуальной собственности, докторантуры, аспирантуры и клинической ординатуры, научная библиотека, компьютеризированный сертификационный центр, отдел информационных технологий, редакционно-издательский отдел и многие другие подразделения и службы. Существовавший в АГМА учебно-научно-диагностический центр (УНДЦ) был создан в рамках президентской программы «Интеграция». Его деятельность позволила существенно увеличить объемы научных исследований в вузе. Наряду с разработкой новых медицинских научно-диагностических технологий одной из важных целей УНДЦ являлась помощь практическому здравоохранению и обучение молодых специалистов современным методам диагностики и научных исследований. В 2000 г. здесь было открыто отделение медицинской и экологической картографии, целью которого являлось спутниковое зондирование и картографирование Нижнего Поволжья и северного Каспия для изучения заболеваемости в этих регионах с учетом геофизических явлений и экологической обстановки. В 2002 г. эта лаборатория вышла за рамки академии и на ее базе при поддержке губернатора Астраханской области было создано государственное унитарное предприятие «Геоинформационный центр», целями которого являлись разработка новых подходов и технологий для решения многих промышленных и социальных проблем Астраханского края, принятие правильных управленческих резолюций на уровне города и области.
В 1960 г. вузу впервые было дано право принимать к защите диссертации по лепрологии, а с 1962 г. — по 16 общемедицинским специальностям (до 1977 г. диссертации защищались не на специализированном, а на общевузовском ученом совете). До 2008 г. в вузе успешно работал специализированный совет по защите кандидатских диссертаций по внутренним болезням, педиатрии и хирургии. В 2008 г. диссертационный совет был реорганизован и ему присвоено право приема к защите не только кандидатских, но и докторских диссертаций.
Первые научные исследования сотрудники вуза публиковали в «Ученых записках Астраханского государственного университета» (1919), в «Астраханском медицинском вестнике» (1922) и журнале «Медицинское обозрение Нижнего Поволжья» (с 1924). С 2006 г. в вузе издается «Астраханский медицинский журнал» (АМЖ), пользующийся большой популярностью среди ученых, врачей и студентов-медиков не только нашего, но и других регионов РФ. С 2010 г. АМЖ входит в Перечень российских рецензируемых научных журналов.
За годы научой деятельности учеными вуза были сделаны два открытия (проф. Ю.С. Татаринов и доцент В.Н. Масюкевич). В 1963 г. профессор Ю.С. Татаринов обнаружил присутствие альфа-фетопротеина в крови людей, болеющих первичным раком печени. 15 сентября 1969 г. доктор медицинских наук профессор Ю.С. Татаринов и кандидат медицинских наук В.Н. Масюкевич установили явление синтеза и секреции в кровь млекопитающих и человека белка — трофобластического бета-глобулина, специфического для трофобластической активности клеток хориона. В 1970 г. в Государственном комитете СССР по делам изобретений и открытий зарегистрировано открытие в области биохимии, связанное с изучением синтеза биологически активных веществ у человека и высших животных в период их эмбрионального развития. Золотой страницей в истории советской и российской науки поистине считается открытая и описанная профессором Татариновым реакция Татаринова-Абелева: альфа-фетопротеиновый тест — метод выявления эмбриональных сывороточных глобулинов (альфа-фетопротеинов) с помощью реакции преципитации в агаре. Вплоть до настоящего времени реакция Татаринова-Абелева остается единственным маркёром при диагностике гепатоцеллюлярного рака печени. Это открытие — «Синтез эмбриоспецифических белков и возобновление их продукции в организме взрослых животных и человека при патологии» в области иммунохимического метода первичного лечения онкологических заболеваний внесено в Реестр открытий СССР.
В вузе получено 400 авторских свидетельств и патентов на изобретения, подано 1538 рацпредложений. Большинство этих работ, касающихся способов диагностики и лечения, внедрены во врачебную практическую деятельность.
Историю любого коллектива создают его люди. Среди профессорско-преподавательского состава университета — заслуженные деятели науки РФ, заслуженные работники высшей школы РФ и отличники высшей школы, заслуженные врачи РФ, академики российских и зарубежных академий, заслуженные работники здравоохранения РФ, отличники здравоохранения, отличники физкультуры и спорта РФ, Почетные граждане города Астрахани (проф. И. Н. Аламдаров, проф. Н. П. Демичев, проф. И. Н. Полунин, проф. Р. И. Асфандияров, В. В. Белопасов).
Астраханский медицинский вуз подарил стране много ярких имен. Среди замечательных ученых и специалистов, в разные годы учившихся и работавших в вузе, — лауреаты Государственной премии Е. Д. Левкович, Е. В. Гембицкий, К. М. Климов, член-корреспондент АМН СССР А. Т. Лидский, Заслуженные деятели науки РСФСР A. M. Аминев, В. М. Баль, Е. Л. Березов, А. Г. Бржозовский, Г. В. Вилявин, И. Н. Переводчиков, Е. В. Смирнов, С. В. Шестаков, Ф. Ф. Белоярцев, Б. П. Богомолов, сотрудник ООН И. В. Пустовой, лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники B. C. Буркин, лауреат государственной премии СССР, проф. Ю. С. Татаринов, проф. А. В. Афанасьева, заслуженный деятель науки РФ, проф. В. Г. Вальтер, заслуженный врач РФ, проф. Н. П. Демичев, проф. Н. В. Попова-Латкина, проф. А. С. Рудан, заслуженный работник высшей школы, проф. Р. И. Асфандияров, проф. А. А. Молдавская, проф. А. Н. Бекчанов, проф. И. П. Гаранина, проф. Н. К. Первухина, проф. A. M. Ногаллер, проф. А. Я. Макаревич, проф. П. П. Прошина, проф. Ю. Г. Яковлев, заслуженный врач РФ, проф. Г. М. Слуцкая, проф. Н. Н. Силищева, проф. В. И. Григанов, проф. А. И. Дайхес.
В вузе всегда работали и работают яркие личности, выдающиеся ученые, врачи и педагоги, имена которых хорошо известны общественности. Имя одного из них — профессора Н. Г. Лычманова, заведовавшего кафедрой хирургии и занимавшего должность проректора института, носит одна из улиц нашего города, где находится главный учебный корпус. Имя другого — профессора И. Н. Аламдарова, заведовавшего кафедрой неврологии и в течение нескольких лет служившего ректором вуза, присвоено одной из областных клинических больниц, где он проработал всю жизнь. Имя заслуженного врача России, прекрасного педиатра и общественного деятеля, профессора Н. Н. Силищевой присвоено Областной детской клинической больнице, на базе которой она работала в течение многих лет заведующей кафедрой.
Среди ведущих профессоров и преподавателей немало тех, кто оставил молодежи мудрые в житейском и воспитательном плане, прекрасно изданные и поучительные книги. Это профессор А. И. Богатов, перу которого принадлежит книга «Страницы жизни и творчества хирурга», профессор Н. П. Демичев, ставший членом Союза журналистов и выпустивший несколько блестяще написанных книг, и ряд других.
Целая плеяда выпускников Астраханского медицинского института в различные годы возглавляла его коллектив или другие вузы. Это профессора Л. Е. Каршина, И. Н. Аламдаров, Ю. С. Татаринов, В. Б. Сучков, A. M. Голубев, В. М. Мирошников, Х. М. Галимзянов. Уже многие десятилетия руководителями практического здравоохранения Астраханской области являются только бывшие «питомцы» АГМИ: К. А. Сапожникова, О. И. Трясучов, A. M. Ничога, В. П. Грященко, В. А. Юшков, А. Е. Гаврилов, В. В. Чалов, В. Г. Акишкин. Среди врачей, окончивших вуз, есть депутаты Государственной думы и сенаторы (Л. А. Огуль, А. Д. Башкин), немало общественных деятелей и политиков (С. М. Кулагин, Н. А. Дайхес, Р. И. Асфандияров), прекрасных писателей, публицистов и журналистов (И. И. Болдырев, Б. Т. Филиппов, Б. И. Жилин).
Сегодня Астраханский ГМУ представляет собой крупное образовательное и научное учреждение Прикаспийского региона, обладающее необходимым кадровым потенциалом, мощной научной и материально-технической базой. В настоящее время университет имеет государственную аккредитацию по 183 образовательным программам высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. Обучение проводится по 51 медицинской и фармацевтической специальностям. В вузе работают около 120 докторов наук и профессоров, более 300 кандидатов наук и доцентов. Остепененность профессорско-преподавательского состава в вузе превышает общереспубликанскую (75%). За 100 лет существования вуза сотрудниками были защищены 183 докторские и 865 кандидатских диссертаций.
Основным направлением деятельности вуза является подготовка врачебных кадров для системы практического здравоохранения нашей страны. В своем составе вуз имеет 10 факультетов: лечебный, педиатрический, стоматологический, фармацевтический, медико-профилактический, клинической психологии, менеджмента и высшего сестринского образования, среднего медицинского образования (медицинский колледж), последипломного образования, факультет иностранных студентов, а также подготовительное отделение для российских и иностранных граждан. Основу подготовки специалистов в Астраханском государственном медицинском университете составляет многоступенчатая система программ различных уровней образования. Образовательный процесс включает довузовскую подготовку, среднее профессиональное образование, высшее образование по рабочим программам на основе Федерального государственного образовательного стандарта, ординатуры, послевузовское профессиональное образование (переподготовку и повышение квалификации специалистов), ведется подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре по 26 специальностям и 4 направлениям подготовки: «Клиническая медицина», «Фундаментальная медицина», «Медико-профилактическое дело», «Фармация».
В вузе постоянно совершенствуются учебные программы, вводятся в учебный процесс новые дисциплины, элективные курсы. Это позволяет не только качественно готовить студентов, но и проводить последипломную специализацию и усовершенствование молодых врачей с учетом потребностей регионального здравоохранения.
В университете ежегодно проходят обучение более 5000 человек из 32 субъектов Российской Федерации. Астраханский ГМУ готовит высококвалифицированные кадры для 17 субъектов Российской Федерации и Федеральных агентств и ведомств, таких как Республики Калмыкия, Ингушетия, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Мордовия, Чеченская Республика; Астраханская, Брянская, Пензенская, Тамбовская, Орловская, Ульяновская области; Роспотребнадзор, ФМБА, УФСИН.
Авторитет Астраханского ГМУ высок не только в нашей стране, но и за рубежом. Международное сотрудничество и привлечение иностранных абитуриентов являются одними из приоритетных и динамично развивающихся направлений деятельности вуза. Астраханский ГМУ поддерживает устойчивые связи с десятками зарубежных образовательных, научно-исследовательских и общественных организаций стран Азии, Африки, Европы.
В настоящее время Астраханский медицинский университет — это один из мощных интернациональных кампусов в Южном регионе России, в котором обучаются более 1800 студентов из 46 стран мира. Это и студенты из государств Прикаспийского региона (Казахстана, Азербайджана, Ирана, Туркменистана), из стран Африки (Королевства Марокко, Тунисской Республики, Республики Ботсваны, Намибии, Замбии, Зимбабве, Алжира, Египта, Конго, Ливана, Танзании, Анголы, Бенина, Гвинеи-Бисау, ЮАР, Королевства Свазиленд и др.), европейских государств (Королевства Испания, Федеративной Республики Германия, Португальской Республики), а также Азии (Республики Шри-Ланка, Индии, Китая, Бангладеша). Интернационализация учебного процесса предоставляет студентам возможность участвовать в программах академической мобильности, что увеличивает их конкурентоспособность на рынке труда и способствует развитию необходимых компетенций.
Астраханский ГМУ имеет 9 теоретических корпусов, 5 студенческих общежитий, спортивные залы, загородную спортивно-оздоровительную базу отдыха. Клинические кафедры базируются во всех крупных ЛПУ города. Университет тесно сотрудничает с органами практического здравоохранения. Многие ведущие профессора и доценты вуза являются главными специалистами регионального Минздрава, ряд доцентов клинических кафедр одновременно выполняют обязанности заведующих отделениями в больницах. Министр здравоохранения Астраханской области и большинство главных врачей ведущих ЛПУ — члены ученого совета университета.
При вузе созданы и успешно функционируют 4 центра коллективного пользования научным оборудованием, учебно-клинический центр новых технологий, стоматологическая поликлиника, учебно-производственная аптека, центр поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ), который является уполномоченным представителем ФИПС в регионе. С 2013 г. успешно работает вузовская поликлиника.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В последние годы в университете организованы управление по печати, международным и общественным связям, отдел методического сопровождения учебного процесса, отдел лицензирования, аккредитации и отчетности, центр компьютерного тестирования, центр трудоустройства выпускников и профориентации, образовательный лингвистический центр, центр практических навыков (симуляционный центр), центр истории Астраханского ГМУ.
В структуре вуза 27 теоретических и 40 клинических кафедр. За последние 10 лет в университете были созданы новые кафедры: кардиологии ФПО, ортопедической стоматологии, терапевтической стоматологии, хирургических болезней стоматологического факультета, пропедевтики стоматологических заболеваний, профилактической медицины и здорового образа жизни, хирургических болезней последипломного образования с курсом колопроктологии.
В Астраханском государственном медицинском университете развиваются научные школы как с многолетним опытом, так и недавно получившие признание в России и за рубежом. На сегодняшний день в вузе успешно функционируют 17 научных школ: по иммунохимии белков-маркеров патологических состояний (проф. Никулина Д. М., проф. Николаев А. А.), хирургии и хирургическим болезням (заслуженный деятель науки РФ, проф. Зурнаджьянц В. А., проф. Кучин Ю. В., проф. Одишелашвили Г. Д., проф. Мустафин Д. Г.), онкологии (проф. Кутуков В. В.), педиатрии (проф. Джумагазиев А. А., профессор Башкина О. А., проф. Черкасов Н. С.), акушерству, гинекологии и перинатологии (проф. Синчихин С. П., проф. Дикарева Л. В.), травматологии и ортопедии (проф. Дианов С. В.), кардиологии (проф. Панова Т. Н., проф. Чичкова М. А., проф. Демидов А. А.), неотложным состояниям в клинической практике и коморбидной патологии (проф. Полунина О. С.), неврологии (проф. Белопасов В. В.), иммунопатологии и аллергологии (проф. Попов Е. А., проф. Башкина О. А., проф. Рубальский О. В.), гастроэнтерологии и гепатологии (заслуженный врач РФ, проф. Левитан Б. Н.), морфофункциональной организации живых систем (проф. Полунин И. Н.), патологии челюстно-лицевой области (доц. Нестеров А. А.), фармакологии и клинической фармакологии (д. м. н. Умерова А. Р.), персонализированной медицине и разработке лекарственных средств (доц., д. м. н. Кантемирова Б. И., доц., д. м. н. Самотруева М. А.), социально-гигиеническим аспектам состояния здоровья населения, медицине труда и экономике здравоохранения (заслуженный врач РФ, проф. Сердюков А. Г., проф. Шаповалова М. А.), эпидемиологии (проф. Рыбкин В. С.). Научная школа по инфекционным болезням (проф. Галимзянов Х. М.) получила признание как ведущая научная школа и была многократно отмечена грантами Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ.
Университет активно сотрудничает с рядом ведущих отечественных и зарубежных вузов и научно-исследовательских организаций. Достаточно высокий уровень выполняемых научных работ позволяет сотрудникам постоянно публиковать работы за рубежом и принимать участие в крупных международных мероприятиях и программах. В вузе регулярно проходят различные форумы государственного и международного уровня. Сотрудники и студенты вуза систематически занимают призовые места в ежегодно проводимых салонах и научных форумах (Московский международный салон инноваций и инвестиций, Московский международный салон промышленной собственности «Архимед», Каспийский инновационный форум и др.), получают медали и дипломы выставок, конференций (Москва, Сочи, Чикаго, Женева, Базель, Стокгольм, Вена, Кипр, Ганновер и др.). Молодые ученые также активно участвуют в различных инновационных проектах, форумах, конкурсах («Умник», «Старт») и завоевывают призовые медали (Москва, Брюссель, Харбин).
Студенты и научные руководители у Губернатора Астраханской области на заседании Совета молодых ученых и специалистов успешно защитили свои проекты.
В 2009 г. по итогам XIII конкурса «Золотая медаль Европейское качество» академия стала победителем в номинации «100 лучших вузов России», а ректор, профессор Х. М. Галимзянов награжден Почетным знаком с присвоением звания «Ректор года 2009». В 2009 г. академия внесена в реестр ведущих лечебных и образовательных учреждений России. По целевым показателям оценки деятельности вузов Минздравсоцразвития РФ в том же году университет вошел в тройку лидеров среди высших образовательных медицинских учреждений.
Сегодня коллектив Астраханского ГМУ видит свои первостепенные задачи в повышении качества образования наших выпускников, обеспечении конкурентоспособности университета, улучшении подготовки квалифицированных и высококвалифицированных кадров, развитии передовых медицинских, научных и управленческих технологий, выполнении прикладных и фундаментальных исследований, направленных на решение актуальных задач здравоохранения на высочайшем уровне.
![]() |
![]() |
Одни из основных задач вуза — активное участие в реформировании системы здравоохранения Астраханской области, теснейший контакт и содружество с практическим здравоохранением. В регионе должна быть налажена эффективная система оказания медицинской помощи населению, основанная на качественной подготовке специалистов на базе медицинского вуза с высоким научным потенциалом и прекрасными традициями.
Предыдущая статья
В условиях интенсивно увеличивающегося потока новой информации и прогрессивного развития медицинских...
Следующая статья
«Патент на динамическую модель робота-симулятора младенца уже получен. Сейчас ведутся переговоры о п...
Сайт журнала «Вестник терапевта» содержит материалы, предназначенные для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.