Цифровые технологии развиваются стремительными темпами, и софтверизация скоро коснется медицинского образования.
Уже сегодня на смену многостраничному анатомическому атласу приходит трехмерная анатомическая модель человека. Студенты Северного (Арктического) федерального университета изучают анатомию на интерактивном столе «Пирогов» – обучающем аппарате, позволяющем изучать топографическую и патологическую анатомию [1]. Технология позволяет увидеть органы в натуральную величину с их реальными текстурами.
В недалеком будущем студенты будут изучать строение человеческого тела c помощью виртуальной и дополненной реальности [2]. Знакомство с этими технологиями подготовит их к ожидаемым радикальным изменениям в цифровой медицине и здравоохранении. Программа медицинского образования должна готовить их к тому миру, с которым они столкнутся, когда начнут практическую деятельность. Через 5 лет хирургические роботы станут обыденным делом в хорошо оборудованной клинике. Ожидается рост объема продаж хирургической робототехники до $6,4 млрд (почти в 2 раза) за ближайшие три года [3].
Через 5-10 лет искусственный интеллект будет активно использоваться для диагностики и лечения пациентов, а в аптеках и больницах персонализированные дозы препаратов будут распечатываться на 3D-принтере, как и персонализированные имплантаты.
Дополненная реальность уже используется в практической медицине. В начале февраля группа хирургов из Имперского колледжа Лондона воспользовалась этой технологией во время операции на нижних конечностях [4]. Технология расширенной реальности Microsoft HoloLens позволила хирургам визуализировать все органы и ткани во время операции, точно определить границы костей и кровеносных сосудов.
Пациентам с каждым годом предоставляется все больше возможностей, практическая медицина оснащается новыми технологиями. В ответ на этот вызов технологического прогресса в нашей стране поощряется непрерывное образование медиков на протяжении всей жизни. Развитие передовых технологий приводит к высвобождению рабочих мест, поэтому в медицине не обойтись без постоянного обучения и совершенствования.
Возможные пути развития медицинского образования включают [2]:
1) работу с пациентами и новыми технологиями с первых дней обучения;
2) понимание цифровых технологий медицины и здравоохранения, которые окажут определяющее влияние на медицинскую практику студента после обучения;
3) рассмотрение этических проблем при внедрении новых технологий: кто будет нести ответственность, если искусственный интеллект, следуя заданному алгоритму, поставит неверный диагноз? Как далеко зайдут методы редактирования генома эмбрионов? Где границы персональных данных пациентов?
4) использование медицинских социальных сетей и повышение цифровой грамотности;
5) участие как преподавателей, так и студентов в формировании учебной программы.
1. Пирогов – интерактивный анатомический стол
2. BioDigital
3. Let Medical Students Become 21st Century Physicians
4. Новая технология позволяет хирургам «смотреть» сквозь тело
Изображение: https://medicalfuturist.com/wp-content/uploads/2017/12/Future-of-Medical-Education.jpg, https://www.geotar-med.ru/cache/simulators/S0000767/-1-fix-asis-390x999.png
Предыдущая статья
Сегодня в Тюменской области реализуется проект «Медицинский город», который предусматривает созд...
Сайт журнала «Вестник терапевта» содержит материалы, предназначенные для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.